Суббота
04.05.2024
19:08
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • УЧЁБА БЕЗ ГРАНИЦ!

    Условия поступления

    1. Приняв решение поступать в ВУЗы страны, люди с инвалидностью должны знать, что наряду с прочими документами (например медицинской справкой о состоянии здоровья) в  приемную комиссию они обязаны предоставить следующие документы:

     

    •                    заключение Врачебно-консультационной или Медико-реабилитационной экспертной комиссии об отсутствии противопоказаний для обучения по выбранной специальности для лиц, закончивших учреждения, обеспечивающие получение специального образования, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, инвалидов 1, 2 и 3-й группы;

    •                    заключение Государственного Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации о рекомендации обучения в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования для лиц с нарушениями зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата.( Указ Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 80 «О правилах приема в высшие и средние специальные учебные заведения».)


     

    1. Абитуриенты с нарушениями слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата, которым в соответствии с заключением Государственного Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации было рекомендовано обучение в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования, при отсутствии медицинских противопоказаний для обучения по избранной специальности сдают вступительные испытания в ВУЗе. Единой системы сдачи вступительных испытаний в зависимости от вида заболеваний действующим законодательством не установлено. Форма проведения испытаний (устно или письменно) определяется в зависимости от психофизических  особенностей абитуриента и, как правило, проводится приемной комиссией индивидуально. (П. 17 Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 80 «О правилах приема в высшие и средние специальные учебные заведения».)

    Проведение вступительных  испытаний для людей с инвалидностью осуществляется с учетом их возможностей и носит индивидуальный характер.

    Форма экзаменов определяется с учетом психофизического развития абитуриентов, например, это может быть тест, устный или письменный экзамен.

    Учреждение образования «Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого» ежегодно готовит комплекты экзаменационных заданий для такой категории лиц, как абитуриенты с особенностями психофизического развития.

     

    1. Законодательством установлено, что плата за прием и оформление документов для участия абитуриентов в централизованном тестированиине взимается с абитуриентов из числа детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, лиц, страдающих онкологическими заболеваниями или больных туберкулезом; инвалидов 1-й и 2-й группы (кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате их противоправных действий по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства). Для того чтобы воспользоваться данной льготой, необходимо приложить к документам ксерокопию удостоверения инвалида для инвалидов 1-й и 2-й группы или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, а также выписку из медицинских документов.(Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 апреля 2008 г. № 565 «О взимании платы за прием и оформление документов для участия абитуриентов в централизованном тестировании и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь». )

    2. Преимущественное право на зачисление при равном общем количестве баллов имеют инвалиды 1-й и 2-й группы, дети-инвалиды, представившие при приеме документов соответствующее удостоверение и заключение Врачебно-консультационной комиссии или Медико-реабилитационной экспертной комиссии, что им не противопоказано обучение по выбранной специальности; а также инвалиды 3-й группы.

     

    1. Зачисление абитуриентов на обучение за счет средств бюджета и на условиях оплаты на места по всем формам получения образования проводится по конкурсу на основе общей суммы баллов, подсчитанной по результатам сдачи вступительных испытаний и среднего балла документа об образовании, который определяется по десятибалльной шкале (с точностью до десятых долей единицы).

    2. В случае обучения на платной основе предусмотрены скидки, предоставляемые студентам и учащимся, которые являются инвалидами 1, 2 и 3-й группы или детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет.

     

    При рассмотрении вопроса о предоставлении скидок  учитываются:

    •               учебная деятельность это деятельность студентов и учащихся, направленная на удовлетворение познавательных потребностей, связанная со стремлением обладать различными знаниями, навыками и умениями, с выраженным желанием осуществлять исследовательскую работу в тех или иных жизненных ситуациях;

    •               высокие показатели учебной деятельности это наличие у студентов и учащихся по итогам учебного года не менее 50 % оценок 10 (десять) и 9 (девять) баллов, а остальные оценки не ниже 6 (шести) баллов;

    •               научно-исследовательская деятельность студентов это освоение различных этапов организации и выполнения фундаментальных, экспериментальных, поисковых научно-исследовательских работ и инновационных проектов, направленных на решение научных задач для различных отраслей экономики;

    •               общественная работа это деятельность студентов и учащихся, направленная на развитие коллектива учреждения образования, общества в целом, осуществляемая в свободное время на добровольных началах.

    • Средний балл успеваемости определяется как среднеарифметическая величина из оценок, полученных за учебный год по результатам сдачи экзаменов, дифференцированных зачетов, курсовых работ и проектов, всех видов практик, предусмотренных учебным планом, оценок по не вынесенным на экзаменационную сессию дисциплинам с учетом округления до десятых долей единицы. При определении среднего балла успеваемости не учитываются оценки по факультативным дисциплинам, дисциплинам для приобретения второй специальности и для получения академической степени бакалавра или магистра.

    • Данные скидки лицам с инвалидностью предоставляются при условии получения по всем предметам оценок не ниже 6 (шести) баллов, включая оценки по результатам сдачи экзаменов, дифференцированных зачетов, курсовых работ и проектов, всех видов практик, предусмотренных учебным планом, по не вынесенным на экзаменационную сессию дисциплинам за учебный год в размере 40 % от сформированной стоимости обучения.

     

    Скидки предоставляются на основании решения комиссии, создаваемой приказом руководителя учреждения образования. Комиссией принимается решение о предоставлении скидок студентам и учащимся до 1 сентября, при этом сами скидки начинают применяться со второго курса обучения с 1 сентября до окончания учебного года.

    1. Поступившие в ВУЗы граждане в соответствии с законодательством Республики Беларусь об образовании имеют право на кредит на льготных условиях для оплаты первого высшего образования (Постановление Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь от 26 августа 2011 г. № 86/243 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования и признании утратившими силу некоторых Постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь».). Право на получение кредита на льготных условиях для оплаты обучения имеют граждане Беларуси, получающие первое высшее образование на платной основе в государственных учреждениях высшего образования, учреждениях высшего образования потребительской кооперации и учреждениях  высшего образования Федерации профсоюзов. Кредиты предоставляются дееспособным физическим лицам по месту нахождения (населенный пункт) учреждения образования либо одному из его родителей или иному законному представителю по месту регистрации. При этом получатель кредита должен постоянно проживать и иметь постоянный источник доходов (пенсия, заработная плата и т.д.) в Беларуси. Вопрос о выдаче кредита рассматривается банком индивидуально, после предоставления заявителем полного пакета документов на выдачу кредита и изучения его кредитоспособности. Следует отметить, что ограничений по выдаче кредитов на оплату обучения  для граждан, получающих пенсию по инвалидности, действующим законодательством не установлено. (Указ Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 616 «О предоставлении гражданам Республики Беларусь кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования, получаемого в государственных учреждениях высшего образования, учреждениях высшего образования потребительской кооперации и учреждениях высшего образования Федерации профсоюзов Беларуси на платной основе».)

    2. Интересная  законодательная норма закреплена относительно социальной стипендии, которая назначается лицу, осваивающему содержание образовательных программ, в том числе и в процессе получения высшего образования, и не получающему учебной стипендии. На данный вид стипендии вправе рассчитывать человек с инвалидностью¸ кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства. ( Статья 42 Кодекса Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З.)

     

    1. Бесплатно предоставляются места лишь для детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, для инвалидов 1-й или 2-й группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства.

    2. Необходимо заметить, что обучающиеся могут быть отчислены из учреждений образования. Основанием для прекращения образовательных отношений (отчисления) является решение руководителя учреждения образования  об отчислении. Досрочное отчисление предусмотрено:

    •               по инициативе обучающегося, законного представителя несовершеннолетнего обучающегося;

    •               по инициативе учреждения образования,

    •               по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося.

     

    Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе учреждения образования предусмотрено в случаях:

    •               неуспеваемости по трем и более учебным предметам (учебным дисциплинам, практикам)

    •               неликвидации академической задолженности в установленные сроки;

    •               непрохождения итоговой аттестации без уважительных причин;

    •               длительного отсутствия (более тридцати дней) без уважительных причин на учебных занятиях (занятиях) в течение учебного года.

     

    Причиной отчисления из учреждения образования может также послужить ухудшение состояния здоровья. Так, резкое ухудшение состояния здоровья студента и появившиеся в связи с этим противопоказания к обучению по выбранной им специальности (в соответствии с заключениями МРЭК или ВКК) могут послужить основанием для прекращения обучения, особенно это касается военных специальностей (МВД, МЧС).

     

    1. Место работы для выпускников в ходе распределения предоставляется учреждением образования или государственным органом самостоятельно с учетом имеющихся заявок и заключенных договоров о взаимодействии. Для детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов 1-й или 2-й группы место работы предоставляется с учетом состояния их здоровья по месту жительства родителей, мужа (жены) либо с их согласия иное имеющееся в наличии место работы. Для лиц, имеющих одного из родителей, или мужа (жену) инвалида 1-й или 2-й группы, или ребенка-инвалида, место работы  должно предоставляться по их желанию и при наличии возможности по месту жительства родителей, мужа (жены), ребенка-инвалида.

     

    1. Подводя итоги, можно выделить следующие причины, препятствующие получению высшего образования людьми с инвалидностью:

    •                     состояние здоровья;

    •                     потребность в постоянном постороннем уходе (нерешенность вопроса их сопровождения);

    •                     низкий уровень доходов;

    •                     отсутствие безбарьерной среды как на пути следования от дома до учреждения образования, так и в самих учебных корпусах;

    •                     нетолерантное отношение окружающих к людям с видимыми признаками инвалидности;

    •                     отсутствие системы дистанционного обучения, равной по качеству дневной форме обучения, финансируемой из бюджета;

    •                     низкий уровень мотивации к получению высшего образования, так как людям с инвалидностью приходится самостоятельно преодолевать барьеры для его получения, в том числе многим ввиду крайней сложности (временной) совмещения обучения с трудовой деятельностью;

    •                     нехватка и/или отсутствие ассистивных технологий и учебных материалов;

    •                     нехватка квалифицированного специализированного персонала (сурдопереводчики, тьюторы) и т.п.